Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
90 лет со дня рождения А. В. Щепелкина Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

90 лет со дня рождения А. В. Щепелкина

Алексей Васильевич Щепёлкин (1926-2007) - скульптор, заслуженный художник РСФСР с 1977 года. Родился 29 сентября 1926 года в окруженной лесами деревне Курилово Нейского района Костромской области.

Отец художника был замечательным мастером, в руках которого ладилось любое дело – от катания валенок до возведения дома. Чтобы прокормить многодетную семью, он каждую зиму уезжал на лесоразработки. Довольно суровые условия детства заставили Алексея рано взяться за труд и приучили к самостоятельности. Учебу в школе ему пришлось совмещать с работой. Он боронил поля, пас скот, помогал на сенокосе, зимой часто уезжал с отцом на лесной промысел.

Мечта стать художником появилась у Алексея Щепёлкина еще в детстве. Правда, тогда он не ощущал в себе призвания к скульптуре, хотел стать живописцем и собирался поступать в Ярославское художественное училище. В 1941 году с похвальной грамотой закончил 7 классов школы, но учиться дальше не получилось – началась война. В 1943 году вместе с семнадцатилетними сверстниками Алексей Щепёлкин отправился на фронт, где был пулеметчиком. В боях под Шауляем летом 1944 года он был тяжело ранен. После лечения в военном госпитале получил инвалидность, но продолжил службу. После госпиталя стал годен только к нестроевой службе, служил экспедитором секретной части 145-го запасного полка. День Победы Алексей Васильевич встретил в Восточной Пруссии. В октябре 1945 года демобилизовался.

После войны начались годы учебы в Красносельском техникуме художественной обработки металлов, который Алексей Щепёлкин закончил с отличием в 1949 году. После окончания учебы работал в Красносельской ювелирной артели «Красный кустарь» гравером по стали. В 1952 году выполненный по его эскизу кубок «Победа», строгий по форме и торжественный по орнаментальной отделке, экспонировался на республиканской выставке в Москве, затем был приобретен Центральным научно-исследовательским институтом по народному творчеству. Это дало будущему скульптору толчок к продолжению учебы.

В том же 1952 году Щепёлкин приехал в Москву, чтобы сдавать экзамены в Институт декоративного и прикладного искусства. Но в тот год институт был расформирован, и Щепёлкин подал документы в Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. На выбор скульптурного факультета повлиял совет педагогов института, данный при просмотре рисунков и эскизов ювелирных изделий, которые предоставил абитуриент. С первых занятий скульптура неожиданно увлекла студента, захватила его и стала главным делом жизни.

Уже в студенческие годы наметились выбор основных тем, направление образных поисков и некоторые черты творческого метода. Закончив учебу в 1958 году, Алексей Щепёлкин отправился в Кострому, где в 1959 году прошла его персональная выставка, которая имела широкий общественный отклик. Но художнику хотелось заниматься монументальной скульптурой, а в Костроме была возможность создавать лишь станковые вещи. И, получив в 1960 году приглашение в индустриальный Череповец, Щепёлкин без колебаний переехал туда. В том же 1960-м Щепёлкин стал членом Союза художников СССР.

С помощью литейщиков и горновых металлургического завода удалось наладить художественное литье из чугуна, бронзы и алюминия. Таким образом, открылись новые горизонты для монументальной скульптуры.

Алексей Васильевич Щепёлкин умер 1 февраля 2007 года на 81-м году жизни после тяжелой болезни. Похоронен в Череповце.

Произведения художника находятся в коллекциях Череповецкого музейного объединения, Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

А вы знаете, что…

Работы А.В. Щепелкина воскрешают в памяти образы сильных людей с разными характерами — серьезных и сосредоточенных, дерзких и смелых, веселых и простодушных. Героев его произведений объединяет в одну жизненную цепочку через настоящее в прошлое и будущее не только рука мастера, благородное желание увековечить в дереве и металле великих героев, выдающихся людей, но и глубокая внутренняя связь этих героев, не случайная для автора, а органично исходящая из его миропонимания.

Скульптуры — «Иван Сусанин», «Юрий Смирнов», «Микула Селянинович», «Дед Сучок» были задуманы или выполнены в период учебы.

По свидетельству костромских художников, параллельно с Лавинским, скульптура которого рассматривалась для установки в сквере в центре Костромы, над проектом памятника Ивану Сусанину работал талантливый костромской скульптор Алексей Васильевич Щепёлкин, окончивший КУХОМ и Суриковский институт. Модель памятника, выполненную Щепёлкиным в гипсе, видели многие члены Костромского отделения Союза художников и находили созданный им образ Сусанина более выразительным, а художественное решение более удачным и динамичным, нежели в проекте, созданном Лавинским. Модель, предлагаемая Щепёлкиным, требовала воплощения в бронзе. Однако этот проект не рассматривался ни руководством области, ни костромской общественностью.

Назад