Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
160 лет со дня учреждения в г. Костроме на средства А.Н. Григорова среднего женского училища – одного из первых в России (1857) Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

160 лет со дня учреждения в г. Костроме на средства А.Н. Григорова среднего женского училища – одного из первых в России (1857)

160 лет со дня учреждения в г. Костроме на средства А.Н. Григорова среднего женского училища – одного из первых в России (1857). В 1864 году ему было присвоено название «Григоровское», а в 1870 году – преобразовано в женскую гимназию.

В начале царствования императора Александра II остро встал вопрос о коренной реформе всей системы народного просвещения в России. Неизбежно возникла проблема женского образования, так как в то время усилилось общественное движение за эмансипацию женщин.

До 1857 года женское среднее образование было доступно только для дочерей дворян, крупного духовенства и чиновничества. Необходимо было создать открытые, всесословные, доступные средние учебные заведения.
С Костромой связана история женского образования в России. В 1856 году Александр II повелел «приступить к соображениям об устройстве на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу преподавания к гимназиям». В течение 1857 года было учреждено только одно открытое женское училище: в августе 1857 года было открыто «Григоровское училище 1-го разряда для девиц всех сословий», созданное на средства действительного статского советника А. Н. Григорова (капитал был получен как приданое за сестрой золотопромышленника П. В. Голубкова). Он вносил плату за уроки учителям, за наем квартиры для училища и отопление, а в 1859 году приобрел для училища земельный участок с Г-образным домом и другими строениями, принадлежавшие купцам Стригалёвым (ныне один из корпусов КГУ имени Н.А.Некрасова). После смерти Григорова 24 мая 1870 года училище было преобразовано в Григоровскую женскую гимназию, первую в России.

А вы знаете, что…

Старые гимназистки вспоминали: вход в гимназию находился с улицы Пятницкой. Налево - вешалка для учителей, тут же швейцар. В глубине – вешалка для учащихся. Направо - неплохо оборудованный кабинет физики. Положив книги в классе, девушки парами во главе с классной дамой шли в зал на молитву. Зал прекрасен: залит солнцем, на стене в золоченых рамах портреты царствующих особ, из высоких окон открывался прекрасный вид на Волгу. Над входом - хоры для оркестра. В зале рояль, по стенам – деревянные диваны, в углу – икона. Уроки танцев и пения проходили в зале.

Преподаватели были образованные люди. Так, Аржеников К.П. был известным математиком, имел свои труды по методике преподавания. Законоучитель окончил духовную академию, другие учителя окончили высшие учебные заведения Москвы и Петербурга.

Каждый класс имел свою классную даму, которая следила за поведением и внешним видом своих подопечных. Она присутствовала на многих уроках, особенно если урок давал педагог-мужчина, сопровождала утром на молитву. В каждом классе имелся пюпитр, за которым она сидела на уроках, у учителя – стол.

Форма гимназисток до 8 класса – зеленые шерстяные платья и черные фартуки. Ленты в косах только черные, обувь тоже. В 8 классе – серое платье и черный фартук. Малейшее отклонение в виде пуговиц и складок недопустимо. Форма гимназисток – пансионерок была иная. Они носили розовые платья с белыми перелинами. Пансионерки наравне со всеми учились в тех же классах, их было немного – одна-две на класс. Жили они в здании гимназии.

Для ежедневных прогулок пансионерок на берегу Волги был разбит Романовский сад, обнесенный великолепной металлической оградой. А в 1866 году к зданию пристроено помещение для гимназической церкви, которое сейчас не сохранилось. На месте звонницы теперь находится спортзал университета.

Имелась платная столовая. Желающие завтракать организованно, парами отправлялись к столам, покрытым белоснежными скатертями. Но таких было немного. Гимназистки предпочитали бегать в булочную, что находилась на углу Пятницкой и Мшанской (ныне ул. Островского) улиц. Здесь были недорогие «французские» булочки, начиненные кусочками колбасы.

Для учащихся старших классов в гимназии устраивались вечера памяти великих писателей, на которых выступали ученицы с докладами, читали отрывки из произведений. Иногда выступали родители и другие родственники. Были и вечера просто развлекательного характера, на которые разрешалось пригласить знакомого гимназиста, реалиста или техника из училища Чижова.

Зимние вечера учащиеся проводили на катке на Козьмодемьяновском пруду (раньше ул. Долматова носила название Козьмодемьяновской – по имени находившейся на ней церкви). Горели гирлянды лампочек, слышался смех собравшейся молодежи, мелькали румяные лица за пушистыми воротниками, сияющие глаза гимназисток. Кроме этого девушки много читали. Особой любовью пользовались романы Чарской…

Давно не существует Григоровской гимназии. Но память о ней, как о неординарном очаге народного просвещения хранят костромичи. И добрым словом поминают ее основателя.

До нас дошел портрет Александра Николаевича Григорова, написанный в те годы. До революции он висел в одном из залов дворянского собрания, а ныне хранится в фондах музея изобразительных искусств. Долгое время он значился как «Портрет неизвестного». Но с помощью правнука А.Н.Григорова – известного костромского краеведа и историка Александра Александровича Григорова искусствоведам удалось точно установить личность «неизвестного».

Назад