Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Кострома кинематографическая. 50-70-е годы ХХ века: по страницам периодических изданий. - Централизованная библиотечная система города Костромы Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

Семенова Любовь Николаевна,

заведующая отделом библиографии, обработки и каталогизации литературы

Костромской областной универсальной научной библиотеки

 

Кострома кинематографическая. 50-70-е годы ХХ века:

по страницам периодических изданий.

 

Кострома – один из старейших городов России. Типичный поволжский провинциальный город был и остается настоящей декорацией для съемок многих известных и любимых фильмов.

Костромская кинематографическая тема многогранна и многопланова. Как правило, внимание акцентируется на том, что в Костроме снимались многие известные и любимые с детства картины советской эпохи (по некоторым подсчетам, Кострома прямо либо косвенно фигурирует более чем в сотне кинолент). Помимо того, в областной столице и других регионах края снималось (и снимается) изрядное количество полнометражных фильмов и телесериалов современной эпохи. Сегодня я хочу познакомить вас с костромским кинематографом 50-70-х годов прошлого столетия. Мы обратимся к публикациям областных газет этого периода, рассказывающих о киносъемках.

Киноэпоха этого периода началась в Костроме в 1952 году, когда на экраны страны вышел цветной художественный фильм «Ревизор», поставленный на «Мосфильме» по бессмертной комедии Н.В. Гоголя. Кострому в образах бессмертных гоголевских персонажей посетили Юрий Толубеев, Игорь Горбачёв, Михаил Яншин и другие знаменитые артисты того времени. Зритель может узнать в кадрах фильма Рыбные ряды, Молочную гору, улицу Энгельса (бывшую Покровскую). А дом Городничего сыграл деревянный особняк с шестью колоннами, который был построен ещё в 1820-е годы. Задумав экранизацию «Ревизора», режиссер Владимир Петров не смог отступить от театральных традиций этого произведения. Совсем немного костромского в этом фильме, но с легкой руки В. Петрова с тех пор к Костроме как объекту натурных съемок, воспроизводящих старину, стали обращаться и другие кинематографисты.

Уже через два года, в 1954 году в Костроме были сняты две киноленты по произведениям А. П. Чехова. «Анна на шее», поставленная режиссером Исидором Анненским. Удивительно солнечная, весенняя атмосфера «Анны на шее» создана не только мастерством режиссера, но и блестящими актерскими работами. Михаил Жаров, Алексей Грибов, Владимир Владиславский. И, конечно, среди них бриллиантом блистает молодая Алла Ларионова. Сцены снимались на улице Кооперации (бывшая Дебринская), у церкви Воскресения на Дебре, в центре, у Торговых рядов. Кстати, фильм «Анна на шее» стал лидером проката 1954 года, собрав почти 32 млн. зрителей и получил приз «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии. Еще одна удачная экранизация А. П. Чехова – короткометражная картина «Переполох», режиссеров Василия Ордынского и Якова Сегеля. Вот что писал в «Северной правде» за 14 июля 1954 года журналист М. Черкасский: «…Артисты неплохо справились со своими ролями. Особенно хочется отметить игру молодежи. Роль гувернантки Машеньки просто и тепло исполняет Нина Меньшова… Хочется также отметить отличную работу молодого оператора В. Шумского снявшего фильм в мягких, задушевных тонах» [25].

Газета «Северная правда» за 10 августа 1955 года так описывает съемки режиссером Константином Юдиным фильма «На подмостках сцены» по водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»: «Целый месяц внимание костромичей привлекают проходящие в городе съемки кинофильма «На подмостках сцены». То в одной то в другой части города можно встретить необычные картины: перед любопытными взорами многочисленных зрителей воскресает жизнь старого русского купеческого городка начала XIX века» [23]. В картине много костромских реалий, но главное внимание уделено, конечно, Костроме театральной: в кадре мы видим бывшую Павловскую улицу и расположенный на ней драматический театр. В фильме Константина Юдина снялись маститые Василий Меркурьев и Юрий Любимов, одну из своих первых ролей в кино сыграл молодой Юрий Яковлев (Чахоткин).

Начиная с 60-х годов Кострома все чаще и чаще попадает на экраны страны. Много внимание костромские журналисты уделили съемкам фильма «Вступление», который поставил в 1962 году на «Мосфильме» режиссер Игорь Таланкин по сценарию Веры Пановой. В Костроме снимались эпизоды, связанные с эвакуацией ленинградцев в 1941 году. Игорь Дедков, работавший в то время в газете «Северная правда» встретился с режиссером и побеседовал с ним. Запись этой беседы опубликована в «Северной правде» от 23 сентября 1962 года [7]. Этому же фильму посвящены публикации: «Снимается в Костроме» («Волжская новь». 1962. 16 сентября), «У нас в гостях» (Северная правда. 1962. 14 октября) и более поздняя публикация «Фильм снят в Костроме» (Северная правда. 1965. 25 апреля).

Публикация «Северной правды» 1965 года «Фильм снимается в Костроме» посвящена съемкам эпизодов фильма «Женщины». Фильм стал дебютом режиссера Павла Любимова по повести начинающего литератора Ирины Велембовской (сценарист - кинодраматург Борис Метальников). Основные съемки фильма прошли в Ярославле.

1966 год – в Костроме проходят съемки фильма «Дневные звезды» (режиссер Игорь Таланкин) по книге Ольги Берггольц. В главной роли – Алла Демидова. Этому событию посвящены публикации газет «Молодой ленинец» от 10 июля и «Северной Правды» от 17 июля.

В этом же году «Северная правда» за 30 августа рассказывает о съемках режиссером Резо Асадзе» фильма «Четыре страницы одной молодой жизни». «Это простая история о добром, хорошем парне» - как говорит сам режиссер [18].

В 1967 году в Костроме и ее окрестностях был снят совместный советско-венгерский фильм «Звезды и солдаты» (в венгерском прокате «Красные и белые»). Главный режиссер – Миклош Янчо. Фильм рассказывает об участии венгерских коммунистов в гражданской войне. Съемкам фильма посвящены публикации: А. Николаева «Звезды и солдаты» (Северная правда. 1967. 4 июня), «Солдаты и звезды Миклоша Янчо» (Молодой ленинец. 1967. 27 августа), К. Вербицкого «Кёсенём – спасибо!» (Молодой ленинец. 1967. 23 июня).

В этом же году на экраны выходит фильм режиссера Аркадия Кольцатова «Таинственный монах» (рабочее название – «Белые монахи»). Фильм снят по сценарию Алексея Нагорного и Гелия Рябова и посвящен советским чекистам. Натурные съемки проводились в районе Ипатьевского монастыря, проспекта Текстильщиков, на Советской площади и районе ипподрома. В массовых сценах снимались учащиеся техникума советской торговли. Из известных артистов в фильме снимался Евгений Жариков. Этому событию посвящены публикации: Е. Голубева «Фильм о чекистах» (Северная правда. 1967. 9 сентября) и интервью С. Кромушиной с главным режиссером «Очень хочется сделать хороший фильм» (Молодой ленинец. 1967.13 сентября).

Но особенно урожайным на съемки фильмов стал 1968 год. В этот год одновременно проводились съемки четырех фильмов. Режиссер Петр Кадочников проводил в Островском съемки фильма-сказки «Снегурочка». Для фильма специально построили деревушку Берендеевка. Данному событию посвящены публикации: «Снегурочка рождается в Щелыкове» (Северная правда. 1968. 25 мая) и В. Кремнев «В гостях у Берендея» (Северная правда. 1968. 17 августа).

Наш земляк – драматург Виктор Розов поставил условие перед создателями фильма «В день свадьбы», созданного по его одноименной пьесе, что натурные съемки фильма будут проведены в Костроме. Режиссер фильма Вадим Михайлов так и сделал – съемки фильма провели в Костроме. В фильме можно увидеть один из третьяковских домов под номером 24 по улице Симановского, вид Костромы из Заволжья, дворик в деревне Байдарка (теперь улица Дровяная). Съемки фильма освещены в материалах газет «Северная правда» за 28 июля 1968 года и «Молодой ленинец» за 29 июля 1969 года.

В этом же году в Макарьевском районе снимаются эпизоды фильма «Король манежа» (режиссер – Юрий Чулюкин). Публикация А. Останина «Гоша плюс Маша» (Северная правда. 1968. 12 октября) рассказывает об удивительной «артистке» медведице Маше.

Четвертым фильмом этого года стал фильм «Далеко от войны» (постановщик – Валентин Виноградов). Исполнителем главной роли стал Олег Янковский. В прокат фильм вышел под названием «Жди меня, Анна». Публикация П. Аркадьева «Рождения фильма» (Молодой ленинец. 1968. 14 декабря) посвящена этому событию.

В 70-е годы ХХ века Кострома остается привлекательным для кинематографистов городом. Так в 1971 году у нас снимаются фильмы: «Счастье Анны» («Ленфильм», режиссер-постановщик Ю. Рогов, по сценарию Сойкина). В фильме рассказывается о трудных годах становления Советской власти в деревне; в с. Красногорье Макарьевского района режиссер Осепьян снимал фильм под условным названием «На Ивановом катере».

6 марта 1971 года в «Северной правде» вышла статья «Егор Булычов в Костроме». Режиссер Сергей Соловьев сказал о выборе Костромы в качестве места съемок ленты так: «Нам очень важно иметь в картине непосредственное ощущение волжского города, – сказал Сергей Александрович.  Даже больше – в пьесе Горького прямо указана Кострома. Выбирая натуру, мы объездили многие города средней России. У нас даже были колебания: стоит ли следовать ремарке Горького и снимать именно в Костроме. Но когда приехали после натурных съемок в Москву и стали разбирать фотографии старых городов – Владимира, Суздаля, то почувствовали, что Кострома совпадает и с духом, и с настроением, заключенными в горьковской пьесе…Знать, недаром Егор Булычов был костромским купцом» [15].

В 1972 году был снят фильм «Вот моя деревня». О его съемках в своей статье «Первые кадры» рассказал А. Пржиалковский (Северная правда. 1972. 10 февраля).

Для фильма «Пыль под солнцем» Кострома изобразила из себя родину Ленина – Симбирск, где произошел контрреволюционный мятеж, а актер Петр Вельяминов впервые в своей карьере сыграл отрицательного героя. Фильм снимал в 1977 году литовский режиссер Марионас Гедрис.

Много еще замечательных фильмов было снято в Костроме и в те годы и позже. И в настоящее время наш город остается привлекательным для современного кинематографа.

 

Список литературы:

1. Аркадье П. Рождение фильма // Молодой ленинец. – 1968. – 14 декабря.

2. Вербицкий К. Кёсенём – спасибо! // Молодой ленинец. – 1967. – 23 июня.

3. Второва Н. Фильм снят в Костроме // Молодой ленинец. – 1965. – 25 апреля.

4. Врубель Н. Каждая роль экзамен // Молодой ленинец. – 1977. – 18 июня

5. Голубев Е. Фильм о чекистах // Северная правда. – 1967. – 9 сентября.

6. Голубев Е. Фильм снимается в Костроме // Северная правда. – 1968. – 28 июля.

7. Дедков И. Новый фильм Игоря Таланкина // Северная правда. – 1962. – 23 сентября.

8. Ивлев Л. У нас в гостях // Северная правда. – 1962. – 14 октября.

9. Котляревская К. Встреча с «Дневными звездами» // Молодой ленинец. – 1966. – 10 июля.

10. Котляровская К. Этот горький свадебный день // Молодой ленинец. – 1969. – 29 июля.

11. Кремнев В. В гостях у Берндея // Северная правда. – 1968. – 17 августа.

12. Кромушина С. «Очень хочется сделать хороший фильм» / С. Кромушина, Б. Владимов // Молодой ленинец. – 1967. – 13 сентября.

13. Николаев А. «Звезды и солдаты» // Северная правда. – 1967. – 4 июня.

14. Останин А. Гоша плюс Маша: репортаж // Северная правда. – 1968. – 12 октября.

15. Пржиалковский А. «Егор Булычев» в Костроме // Северная правда. – 1971. – 6 марта.

16. Пржиалковский А. Первые кадры // Северная правда. – 1972. – 10 февраля.

17. Пржиалковский А. Только два дня // Молодой ленинец. – 1977. – 14 июня.

18. Ремизов Е. Режиссер снимает фильм. – Северная правда. – 1966. – 30 августа.

19. «Снегурочка» рождается в Щелыкове // Северная правда. – 1968. – 25 мая.

20. Снимается в Костроме // Волжская новь. – 1962. – 16 сентября.

21. Соколов К. Кострома и кино // Блокнот агитатора. – 1972. - № 2. – С. 21-25.

22. Солдаты и звезды Миклоша Янчо // Молодой ленинец. – 1967. – 27 августа.

23. Съемки новой кинокомедии в Костроме // Северная правда. – 1955. – 10 августа.

24. Фильм снимается в Костроме // Северная правда. – 1965. – 11 июля.

25. Черкасский М. «Переполох» // Северная правда. – 1954. – 14 июля.

26. Чернявская А. И снова съемки… // Северная правда. – 1966. – 17 июля.

 

Семенова Л.Н.,

зав. отделом библиографии, обработки

и каталогизации литературы ОГБУК ОУНБ